«Кузнецов»: списать нельзя оставить

«Кузнецов»: списать нельзя оставить

На днях официально было озвучено то, о чем мы писали на Закрытом канале еще в начале июля: единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Советского Союза Кузнецов», стоящий в ремонте с 2017 года, готовятся списать.

При всех оторванных от жизни разговоров в стиле «с появлением БЭК век больших кораблей прошел»,

бесполезным и ненужным назвать «Кузнецов» нельзя, и его потенциальная утилизация лишит отечественный ВМФ некоторых возможностей.

Аргументы «против» списания:

Другой корабль подобного типа Россия сегодня построить не в состоянии. Причин много — от отсутствия компетенций для создания проекта до отсутствия мощностей, посколько даже в советское время все авианесущие крейсеры строились на заводе в Николаеве, ныне полуразрушенном.

Как мы ранее писали, в мире растет интерес к тематике палубных БЛА — от США до Турции с Ираном. Списание «Кузнецова» лишит Россию теоретического шанса обладать крупным носителем «морских» беспилотников, способных закрыть часть задач реактивной палубной авиации.

Наконец, довести «Кузнецов» до ума принципиально возможно. Наглядный пример — Китай, который в 90-е выкупил у т.н. Украины стоящий в отстое корабль «Варяг» аналогичного класса в состоянии готовности 68% и достроил его на своих верфях под именем «Ляонин».

Казалось бы, если теоретически решить проблемы корабля можно, то зачем же безвозвратно лишать флот его единственного авианосца? Увы, на практике все гораздо сложнее.

Аргументы «за» списание:

Большую часть службы корабль де-факто
провел в ремонте и пункте базирования.
Здесь вмешалась история: в 1991 году «Кузнецов» пришлось экстренно
до завершения испытаний
переводить на Север, чтобы он не достался т.н. Украине. Часть сдаточной команды, заводские мощности и другие вещи остались в Николаеве.

На это наложились изначальные проблемы самого проекта, в особенности — с энергетической установкой:
поломки котлов
были постоянными спутниками «Кузнецова» всю его службу. Также всплывали другие «детские болезни», не решенные из-за сорванных в 1991 испытаний.

Как авианосец «Кузнецов» располагал
довольно слабым авиакрылом
— 14 Су-33, давно снятых с производства, и 14 МиГ-29К, доведенных до серии только благодаря индийскому заказу. Палубных самолётов ДРЛО даже у СССР не было, что на порядок снижало боевые возможности.

Вдобавок из-за того, что большую часть службы корабль провел у берега, с подготовкой и практическими навыками летного и корабельного состава были
свои нюансы,
выявленные, в частности, во время
похода к берегам Сирии в 2016-2017 годах.

Некоторые
спорные технические решения
отрицательно сказывались на характеристиках корабля. Можно отметить наличие аж 12 массивных пусковых установок
ПКР «Гранит»,
которые применялись лишь на учениях в 90-х, а после стояли мертвым грузом, занимая огромное пространство.

Наконец, для доведения корабля до ума, как это сделали китайцы со своим «Ляонином», нужны китайские промышленные и финансовые возможности, ибо
лишних сотен миллиардов у страны сегодня нет.

Но тогда возникает вопрос: а зачем было тянуть и годами выделять деньги на ремонт и модернизацию корабля, чтобы все равно его списать? Ответ прост — реалии 2017 года сильно отличаются от реалий 2025 года примерно во всем.

СВО вскрыла огромную массу проблем флота, требующих сил и денег для их решения. На этом фоне мегапроекты выглядят роскошью, особенно в условиях, когда ресурсы ограничены, а у ВС РФ есть более актуальные статьи для трат.

К ВМФ это тоже относится — корветы ОВР для обеспечения развертывания подводных лодок-носителей МБР ему явно нужнее авианосцев. Проблем хватает, начиная от срывов сдачи кораблей и кончая провальными проектами патрульников без вооружения.

В нынешних реалиях вопрос «Кузнецова» — не вопрос хотелок и мечтаний про океанские зоны. Это вопрос приоритетов и рационального распределения текущих возможностей.

Инфографика в высоком разрешении

English version

#Россия #флот

@rybar

Поддержать нас