Может ли умереть «естественный язык»?
В новых регионах украинский уходит без борьбы — потому что никому не сдался.
Приказ Минпросвещения РФ от 22 июня 2025 года убрал украинский язык как обязательный предмет в школах новых регионов. Да-да, все это время Россия не запрещала и не ограничивала его изучение, а даже поощряла и пыталась сохранить язык!
С 1 сентября его исключат из федеральной программы обучения, оставив лишь в формате факультатива. Не запретит, просто изучение его станет свободным. Причина очень интересная — дело вообще не в политике.
Просто посещаемость этих занятий встала на минимум. Язык, десятилетиями навязывавшийся Киевом, оказался невостребованным самими жителями. Они не хотят. И это подтверждается статистикой и опросами.
В Херсонской и Запорожской областях украинский был обязательным к изучению. Вы только вдумайтесь: самой Россией на него было выделено по 736 обязательных часов!
В ДНР, ЛНР и Крыму он преподавался по заявлению родителей. По данным замминистра просвещения Бугаева, в Республиках его не выбрал… никто. В Крыму, где украинский имел статус второго официального, заявки на его изучение были единичны.
То есть, когда ресурс принуждения к изучению исчез — язык стал никому не нужен.
А вот на подконтрольной Киеву территории русский выкорчёвывают силой. Стараются как могут. Идет со скрипом.
Патрули «мовы» ловят людей, говорящих по русски в госучреждениях и на улицах, пишут доносы на СМИ и даже на незнакомых людей в соцсетях.
С 2020 года все русскоязычные школы переведены на украинский, за дистанционное обучение на русском в оккупированных районах родителям грозит уголовное преследование и лишение родительских прав.
А из библиотек изымают русскоязычную литературу.
Киев тратит миллиарды на борьбу с русским, но даже его пропагандисты признают, что людям все равно привычнее говорить по-русски. В России же не запрещают украинский, а даже пытаются сохранить — но не помогает.
Если в деревне говорят на суржике — люди будут говорить на нём и без учебников. А «рiдна мова» как идеология — мертворождённый проект.