Выдающийся русский дореволюционный флот.
Снимали наш проект «Россия, которую нам оболгали» в потрясающем Петербургском музее ВМФ. Будете в Питере, обязательно сходите. Здесь слава и мощь России.
В начале ХХ века Российская Империя занимает первое место в мире по протяженности внутренних водных путей. Сейчас на первом месте, вроде бы, Китай.
При Николае II мы строим первые в мире серийные теплоходы, бронированные катера, морской наливной теплоход-танкер, речные танкеры на дизельном ходу, арктический ледокол, морской торпедоносец, подводный флот, уникальные суда, вроде минного заградителя «Краб»…
Просто цифры, внимательно и кропотливо поднятые историком Андреем Борисюком:
К 1913 году речной флот России по числу судов (5.556) занимает первое место в мире. Наливной флот - так же на 1 месте.
На первом месте в мире мы и по грузоподъемности речного флота - 14 млн.тонн. В Германии, например (2-е место) – грузоподъемность лишь 5 млн. тонн.
Число морских судов при Императоре растет еще более стремительнее.
С 1896 по 1914 - более, чем в два раза (с 522 до 1103), а их грузоподъемность – в 5 раз (с 236 до 906 тыс. тонн).
Во всю строятся порты: Владивосток, Новороссийск, Мурманск, модернизируются порты Петербурга, Одессы, Николаева, Архангельска…
К 1914 году у нас уже 26 крупнейших портов.
К началу Первой Мировой войны Россия опережает своего главного противника – Германскую империю – по числу строящихся кораблей, но уступает по общему числу кораблей – 184 у нас против 279 у Германии. Но этих сил, совместно с силами береговой обороны вполне хватало, чтобы не пустить врага к Петрограду, Севастополю или дать ему доминировать на Босфоре.
К 1917 году число основных боевых кораблей Империи достигнет рекордных значений – 293.
Революция и Гражданская война почти уничтожат наш и военный и гражданский флот.
К 1935 г. по рекам СССР ходило вдвое меньше судов, чем раньше: 2415.
А к 1941 году воевать выйдут всего 126 кораблей. Из них все три линкора ВМФ СССР – это царские корабли типа «Севастополь», 4 из 7 крейсеров типа «Светлана» также были заложены до революции, а 15 из 47 эсминцев – это царские корабли типа «Новик».
Даже к концу Великой Отечественной у нас будет всего 164 корабля – почти вдвое меньше чем было в 1917 году.
Скажу лишь о нескольких самых легендарных кораблях поры Николая II:
Ледокол «Ермак» (1899 г.) - первый в мире корабль, способный ходить в тяжелых льдах Арктики.
Крейсер «Аврора» (1900 г.) – имел более мощную броню, чем у зарубежных крейсеров. К сожалению, его захватят большевики и он сыграет печальную роль в перевороте 1917 года.
Первый в мире теплоход «Вандал» (1903 г.) - речное нефтеналивное судно.
Наша первая подлодка «Дельфин» (1904 г.) превосходила подводную лодку, построенную в то же время в США фирмой «Фултон». «Дельфин» погружался на 20 метров глубже, ходил над водой быстрее на 1,5 узла и был в два раза мощнее вооружён, имея два торпедных аппарата вместо одного у «Фултона».
Первый морской танкер «Дело» (1908г.) перевозил нефтепродукты по Каспийскому морю и в низовьях Волги.
Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» (1909 г.) открыли последний крупнейший на планете архипелаг - Северную землю, которая тогда получила название "Земля Императора Николая II" и была включена в границы Империи.
Минный заградитель "Краб" (1912 г.) - русское ноу-хау инженера Налётова, отлично воевавшее в Первую Мировую.
А «Барс» (1915 г.) – это первая подлодка Российской империи, способная погружаться на глубину до 90 метров и развивать скорость около 20 километров в час. При этом на лодке было установлено 12 аппаратов для запуска торпед. У немецкой субмарины U-19 того же времени торпедных аппаратов было всего 4.
Флот Николая II во много опережал своё время.
Например, и сейчас на Чёрном море несёт боевую службу корабль «Волхов» (1909 г.), спасатель подводных лодок, построенный при царе. Сейчас он называется «Коммуна» и постоянно в строю – например, недавно обследовал место гибели нашего крейсера «Москва».
Это старейшее судно ВМФ России и старейшее в мире судно, до сих пор выполняющее боевые задачи!
#Россиякоторуюнамоболгали