Эдуард Басурин: #ДЕНЬвИСТОРИИ. 18 августа 1858 года родился Проскуряков Лавр Дмитриевич, в с. Борисовка, Воронежская губерния

#ДЕНЬвИСТОРИИ

18 августа 1858 года родился Проскуряков Лавр Дмитриевич, в с. Борисовка, Воронежская губерния. Крупнейший российский мостостроитель своего времени, основоположник нового направления в проектировании и строительстве мостов. За свою жизнь он спроектировал множество совершенных по конструкции, экономичных и лёгких мостов, часть из которых служат по сей день.

В 1883 году в журнале Министерства путей сообщения опубликовали первую научную работу Проскурякова «Исследование значений момента от сосредоточенных грузов, перемещающихся по балке на двух опорах». Через год в этом же издании вышла вторая статья – «О времени, необходимом для прогиба балки».

С 1887 года Проскуряков являлся преподавателем кафедры мостов в том же институте.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России построен железнодорожный металлический мост консольной системы через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге. Этим проектом Проскуряков положил начало новому направлению в мостостроении.

В 1891 году защитил диссертацию «К расчёту сквозных ферм». После прочтения пробной лекции, утверждён адъюнктом и командирован в Лондон для участия в сессии Международного железнодорожного конгресса. В заграничной поездке также посетил США.

В 1896 году, проектируя мост через реку Которосль в Ярославле, инженер разработал специальную таблицу, которая помогала рассчитывать нагрузки при прохождении поезда по отдельным участкам моста.

Проскуряков первым в Европе отказался от сложных по конструкции и расчётам многорешётчатых мостовых ферм. Он спроектировал ферму с одной треугольной мощной решёткой, что обеспечило точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки.

Министр путей сообщения Сергей Витте предложил Проскурякову заняться возведением мостов на Транссибирской магистрали – «Великом сибирском пути», как именовалась эта дорога в императорском указе. Новым детищем нашего земляка стал мост через Енисей в Красноярске. При его разработке Проскуряков использовал столь смелые технические решения, что ему пришлось потратить немало сил, отстаивая их.

За проект моста через Енисей на Всемирной выставке в 1900 году в Париже учёному присудили золотую медаль. Среди прочих высоко оценил работу автор знаменитой Эйфелевой башни Гюстав Эйфель, который возглавлял жюри Всемирной выставки.

Позже, по типу Енисейского моста, Проскуряков спроектировал лёгкие и экономичные мосты с фермами нового типа через Оку, Волхов и Волгу у Казани.

Еще одним триумфом инженера стало «Амурское чудо» – грандиозный железнодорожный мост через Амур возле Хабаровска. Пущенный в строй осенью 1916 года самый длинный в России Хабаровский мост завершил создание Транссибирской магистрали.

Умер один из величайших мостостроителей - Лавр Дмитриевич Проскуряков - 14 сентября 1926 года в Москве.

@basurin_e

Подписаться Предложить новость

Эдуард Басурин: #ДЕНЬвИСТОРИИ. 18 августа 1858 года родился Проскуряков Лавр Дмитриевич, в с. Борисовка, Воронежская губерния